Очень часто одним из главных разногласий между приемщиком предприятия химчистки и заказчиком становится указание процента износа принимаемых в обработку вещей. Скажем, вещь практически новая, а приемщик в квитанции ставит износ 30%, а если где-то обнаружена потертость — то и все 50%. Между тем, приемщик все делает правильно. Его действия определяются положениями ГОСТ Р 51108 – 97 п.4.2, приложение «А» п.2, Федерального Закона «О защите прав потребителей» ст. 35 п.п.2 и Правилами бытового обслуживания населения РФ п.4, которое устанавливает процент износа принимаемых в обработку изделий в соответствии с приведенной ниже информацией:
Износ 10% | устанавливается для изделий, не бывших в употреблении, не имеющих фабричных дефектов и нарушений в отделке; изделия могут иметь незначительное запыление вследствие хранения |
Износ 30% | устанавливается для мало ношенных изделий, с незначительными загрязнениями, не выцветших, не подвергавшихся перекрашиванию и стирке, не имеющих повреждений волокон и окраски, а также для неношеных изделий с незначительным моральным износом |
Износ 50% | устанавливается для ношеных изделий, слабо выгоревших, потертых, имеющих незначительные дефекты, для неношеных изделий со значительным моральным износом, для пряжи стиранной, полученной путем роспуска вязаных изделий, но не потерявшей прочности |
Износ 75% | устанавливается для сильно ношенных, но пригодных к эксплуатации, сильнозагрязненных, выцветших, вытертых, перелицованных, поврежденных молью, с порывами и штопками, испорченных домашней чисткой или стиркой, а также для неношеных изделий, имеющих крупный трудноудалимый дефект, кроме того, для изделий из искусственной кожи, имеющих незначительные нарушения полимерного покрытия, из натуральной кожи с нарушениями лицевого покрытия, из натурального меха с пожелтевшим, потертым, свалянным волосяным покровом, с повреждениями кожевой ткани. |
Кожаные изделия с пленочным покрытием по степени износа можно условно разделить на три группы:- изделия со степенью износа покрытия 40%: отдельные участки покрытия имеют небольшие вытертости, мелкие трещины, пятна;- изделия со степенью износа покрытия 60% — отдельные участки покрытия осыпаны, имеются участки с трещинами на покрытии;- изделия со степенью износа покрытия 80% — покрытие осыпано, и имеются участки с поврежденным лицевым слоем кожи.
Таким образом, для приемщика предприятия химчистки не бывает совершенно новых изделий. Даже если вещь абсолютно новая, и ее ни разу не носили, она в соответствии с действующим нормативным документом автоматически получает процент износа 10%. Обижаться за это на химчистку не надо: таков закон.
При подписании договора следует понимать, что данная бумага является официальным юридическим документом, и, ставя на ней свою подпись, вы тем самым соглашаетесь со всеми условиями заключенного соглашения в полном объеме. При этом оспорить содержание указанного договора под предлогом того, что он был подписан без прочтения, в дальнейшем не удастся.
В случае повреждения изделия в процессе химической чистки вследствие наличия на вещи неполной или недостоверной информации о способах ухода ответственность за порчу изделия несет продавец либо фирма-изготовитель указанного товара, а никак не химчистка (п.п. 2-3 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При отсутствии на вещи символов по уходу прием в обработку производится только с согласия заказчика, который предупреждается в договоре о возможных неблагоприятных последствиях чистки изделия с отсутствующей информацией о способе химической чистки, в частности, о возможном повреждении изделия (п. 5.1 ГОСТ Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия»). Как правило, принятые таким образом изделия обрабатываются на предприятиях химической чистки по стандартным технологиям, предусмотренным для обработки соответствующего ассортимента, в соответствии с ГОСТ 25652-83 «Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода», а также в соответствии с принятыми в организации технологическими картами и регламентами. Однако необходимо иметь в виду, что риск повреждения таких вещей в процессе химчистки значительно выше по сравнению с теми, которые имеют маркировку о способах ухода. Это связано с тем, что в отношении изделий без наличия такой информации фирма-изготовитель не дает гарантии сохранности их внешнего вида после различного рода обработок, поэтому в данном случае абсолютно невозможно предсказать, как поведет себя вещь в процессе ее чистки, стирки или глажения.
При получении вещи из химической чистки необходимо тщательно ее проверить в присутствии приемщицы на предмет обнаружения возможных явных недостатков услуги, которые могут быть установлены путем обычного осмотра без применения специальных технических средств, и при их выявлении немедленно заявить об этом исполнителю. Эти недостатки в обязательном порядке должны быть указаны в договоре или ином документе, удостоверяющем приемку (п. 1 ст. 720 Гражданского кодекса РФ, п.п. 14, 18 «Правил бытового обслуживания населения в РФ»).
При отсутствии претензий к качеству услуги потребитель обязан принять выполненную работу, подтвердив указанный факт своей подписью в квитанции. Важно учитывать, что, не предъявив каких-либо претензий к качеству чистки при получении изделия и забрав почищенную вещь, в дальнейшем вы уже не будете вправе ссылаться на наличие явных недостатков работы в момент выдачи изделия и предъявлять исполнителю услуги какие-либо требования в связи с их обнаружением. Это касается и случаев, когда работа была принята вами без осмотра и проверки качества оказанной услуги (п.п. 2-3 ст. 720 Гражданского кодекса РФ). Поэтому к процедуре получения вещи из химической чистки необходимо относиться ничуть не менее внимательно, чем к ее сдаче в химическую чистку.